15 49.0138 8.38624 1 1 4000 1 https://kemetism.ru 300 true 0
theme-sticky-logo-alt

Как эллинизация мешает нам понять древних египтян

Анубис, Исида, Осирис, Гелиополь, Мемфис, Фивы, Сфинкс, саркофаг… и, особенно, мифы — со всеми этими словами, и многими другими, древние египтяне познакомились лишь после завоевания Египта войском Александра Македонского и утверждением династии Птолемеев. Это не значит, что называемого этими словами раньше в Египте не было — разумеется, всё было, только называлось и понималось иначе.

На титульном изображении — реконструкция египетской Александрии середины I в. до н.э. из видеоигры Assassin’s Creed Origins

Греки (эллины) были хозяевами в Египте много столетий — с 332 г. BC до 640 г. AD (BC, как известно, означает Before Christ — До Христа, а AD означает Anno Domini — В Лето Господне, то есть от Рождества Христова). Они проявляли определённый интерес к истории и религии Древнего Египта, но, на правах хозяев, понимали и трактовали всё на своей лад. Так, историю Исиды и Осириса, тяжбы их сына Хора с Сетхом мы знаем, в основном, благодаря греческому писателю и философу Плутарху. Из истории в его изложении мы понимаем, что Осирис хороший, Сетх плохой, а Хор — это сын Осириса и Исиды. Вслед за греческим историком Геродотом многие исследователи любят повторять, что Египет — это дар реки, то есть Нила.

Тогда вопрос — почему так называемый египетский пантеон (опять же греческое слово) возглавляет Солнечный бог, а не Хапи — бог Нила? Почему Хапи вообще не входил в число основных государственных богов? Безусловно египтяне с огромным почтением относились к Нилу, но до такой ли степени? Тем не менее, вспомним, что блаженные утопленники, согласно египетским верованиям, попадали в поля Иалу минуя суд Осириса. Отчего же? Почему миновать суд Осириса — это хорошо? С эллинской точки зрения, на этот вопрос нет внятного ответа. А вот с египетской — есть: у Осириса было много достоинств, вот только человеколюбие в их число не входило. В случае с Сетхом — совсем наоборот, боги не жаловали его, зато любили люди. Он, может, и бог пустыни, но его покровительство помогает в ней выжить. Он, может, и несёт хаос (греческое слово), но хаос несёт освобождение от чудовищных порядков. В позднюю додинастическую эпоху, когда Египет был разделён на Верхнее и Нижнее царство — в одном из них почитался Хор, в другом — Сетх. Но речь не о сыне Осириса и Исиды, а о Хоре-Старшем или Хоре Великом (Бехдетском), в честь которого сын Осириса и Исиды (Гарпехрути или Гарпократ) был назван. Возвращаясь к Сетху нужно также вспомнить, что в его честь именовался фараон Сети I (Новое царство). Конечно, он представлял определённую опасность, как и Сехмет, гневная ипостась (опять греческое слово) Хатхор (опять греческое произношение). Но никакой египетский источник (датируемый до Птолемеевской эпохи) не говорит нам, что Сетх плохой или злой. Впрочем, отношение к Осирису и Сетху могло быть разным в зависимости от исторического периода и бытующей в тот момент идеологии.

Сетх пронзает Апопа (фрагмент папируса из Каирского музея)

Большой Сфинкс, сидящий возле пирамид Гизы — на самом деле, вовсе не Сфинкс, и вообще не персонаж греческой мифологии. Величественную статую египтяне именовали «Шесеп Анх Ра-Хэру-эм-Ахет» — букв. Живой образ Ра-Хор обоих горизонтов. Почти каждый царь в первый год своего правления приезжал к статуе просить благословения на царствование.

Ещё больше вопросов возникает, когда говорят о мифологическом сознании или мифологическом мышлении в отношении древних египтян. Миф — это эпос (всё греческие понятия), главными героями которого являются боги. Сюжеты о египетских богах, которые сегодня называют мифами, почерпнуты из Текстов Пирамид или Книги Мёртвых, где они упоминаются лишь между делом. Все эти тексты — это своды заклинаний, наделённых совершенно конкретным смыслом. Поэтому отличие от религии древних Греции и Рима здесь колоссально. Когда говорят об отличии древних религий от современных, то часто упоминают, что на смену мифологии пришла теология. Если это так, то это произошло, как раз, в Египте между эпохами Среднего и Нового царств, задолго до расцвета эллинской и римской цивилизаций.

Конечно, эллинов не стоит чрезмерно критиковать, ведь именно благодаря им мы так много знаем о Египте. Речь лишь о том, что общепринятое понимание Древнего Египта перенасыщено эллинскими шаблонами, которые скорее мешают, чем помогают в осмыслении Египта при сегодняшнем уровне развития археологии.

Поделиться:
Предыдущий пост
История Древнего Египта. Три основных периода
Следующий пост
Чем кеметисты отличаются от древних египтян?
Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments

с о ц с е т и