15 49.0138 8.38624 1 1 4000 1 https://kemetism.ru 300 true 0
theme-sticky-logo-alt

О понимании магии в Древнем Египте

Данный текст представляет собой перевод главы из книги Эмили Титер «Религия и ритуал в Древнем Египте». Перевод с английского сделан специально для сайта kemetism.ru

Несмотря на то, что древние египтяне имеют репутацию колдунов, учёные не согласны с применением к Древнему Египту традиционных представлений о магии, особенно в том, где лежит различие между магией и религией. В классическом определении из «Золотой ветви» (1906-15) Джеймса Фрэзера под магией подразумевается контроль над сверхъестественными силами и их применение для нужд индивида, в то время как религия посвящена поклонению этим силам и их умиротворению. Применение такого определения к Египту проблематично, ибо коммуникация с богами с целью повлиять на личные дела — это вообще одна из главных составляющих основных египетских культов. В самом деле, большинство египетских ритуалов включали в себя совершение подношений богу в попытке получить конкретное последствие. Означает ли это, что в Египте не было магии, или египетские религиозные ритуалы, в основной своей массе, являются скорее магическими?

В более новых определениях предпринята попытка дать более конкретные принципы для разграничения магии и религии. Йорис Борхоутс предполагал, что магические тексты «принадлежат[-али] к сфере частной, неинституциональной повседневной магии, используемой для жизни и защиты от различной природы опасностей, пересекающих границу между жизнью и смертью». Ян Ассман предложил схожее решение — что магия была ритуалом для домашнего пользования, в отличие от религиозных практик, составлявших официальный ритуал, принятый в храмах. Роберт Ритнер нашёл различие между ролью мага и ролью жреца — маг напускает на себя природу бога, в то время как жрец просто взывает к богу.

Тесные связи между магией и религией до сих пор озадачивают учёных, возможно, из-за распространённого убеждения, что магия является более примитивной практикой, которая в конечном итоге заменяется «религией». Как бы то ни было, не только по Египту, но и по другим обществам становится ясно, что прогресс не является линейным, и что магия и религия существовали и существуют бок о бок.

В Египте сила магии сама по себе была персонифицирована в образе бога по имени Хека, который изображался в виде мужчины с приподнятыми над головой руками. В эпоху Нового царства считалось, что Хека является источником знания, который насыщал магов трансформирующей силой. Один текст предостерегал: «Страж против этих магов, которые знают их заклинания, с тех пор как сам бог Хека в них … заставьте сердца их старейшин забыть их магическую силу, те, кто действуют, как они хотят, против всей земли, используя свою магию, которая находится в их телах.» Более того, почти все магические тексты посвящены историям о богах, они помещают чародея в роль божества с целью воссоздать ситуацию или событие по аналогии с теми, что есть в мифе. Например, чтобы отогнать зло, маг может сравнить себя с «Ужасом, что вышел прямо из Депа» или «Богиней рождения, что вышла прямо из Гелиополя». Временное преображение или игровая роль мага погружала его в плотную сеть установленных мифологических верований. Маги не призывали к альтернативному и девиантному богословию, а действовали в сфере устоявшихся религиозных практик.

Учитывая эту тесную связь, полезно обратиться к собственным определениям магии у египтян. Поучения Мерикара (10-я династия) утверждают, что «бог создал для них [людей] магию как оружие, чтобы защититься от того, что может случиться», то есть магия была одним из орудий, которые могли применяться для обеспечения безопасности и благополучия людей, или могла быть использована во зло, так как магия, сама по себе, считалась морально нейтральной. Магия могла использоваться как средство уничтожения врагов государства, но её так же могли обернуть и против самого царя. Тесные связи между государством и магией давали последней необычную легитимность. Книги магических заклинаний были найдены в царских библиотеках, а некоторые заклинания были составлены непосредственно для царского использования.

Таким образом, лучше всего рассматривать магию в Древнем Египте как действительную и принятую, хотя и явно обособленную, часть религиозных верований. В культуре, в которой регулярное общение с богами было естественным, то, что мы считаем магией, было просто ещё одним средством, с помощью которого люди могли эффективно общаться с божествами в поисках защиты от болезней или от врагов. Цели использования магии часто были скромными. Большинство свидетельств о магии династической эпохи описывает защитные заклинания, особенно против плохого здоровья (укуса змей и скорпионов) и для уничтожения врагов путем замены изображений и статуэток. К Позднему периоду магические заклинания становятся всё больше связаны с медицинским лечением, незначительными проклятиями и любовными чарами.

Источник: Emily Teeter. Religion and Ritual in Ancient Egypt (pp. 161-163)
Перевод: © Артём Тюрин, 2019

Титульное изображение из видеоигры Assassin’s Creed Origins

Поделиться:
Предыдущий пост
Как становились жрецами в Древнем Египте
Следующий пост
Кого считали магами в Древнем Египте
Эмили Титер

PhD по египтологии, профессор Института Востоковедения в структуре Чикагского университета.

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments

с о ц с е т и