15 49.0138 8.38624 1 1 4000 1 https://kemetism.ru 300 true 0
theme-sticky-logo-alt

Кого считали магами в Древнем Египте

Данный текст представляет собой перевод главы из книги Эмили Титер «Религия и ритуал в Древнем Египте». Перевод с английского сделан специально для сайта kemetism.ru

Египтяне использовали несколько терминов для обозначения тех, кто использовал магические заклинания, но ни один из них не переводится исключительно как «маг». Опять же, это показатель интеграции магии в общую религиозную систему. Группа титулов включает жрецов Сехмет (хем нечер Сехмет), «заклинателя скорпионов» (хереп Серкет — тот кто творит заклинания для излечения укушенных скорпионами), жрецов Хека (хем нечер Хека) — известны ещё со времён Древнего царства, а также изготовителей амулетов (сау). Египтяне были не единственным народом, практикующим магию в то время — тексты указывают также на «магию сирийца» и «магию нубийца».

Выживание магических заклинаний свидетельствует о том, что одним из самых важных аспектов того, чтобы быть волшебником, действительно обязательным условием, была способность прочитать или, как минимум, знать содержание заклинания. В текстах Древнего царства работник магии зовётся «одним, кто знает вещи». Много указаний дано на магов, которые были жрецами-чтецами, потому что они декламировали храмовую литургию, а для этого нужно было уметь читать. В своей автобиографии человек по имени Иенхор заявляет: «Я [превосходный] ах который владеет магией. Человек знает, что я превосходный жрец-чтец». Другое магическое заклинание эпохи Древнего царства указывает на «всякого жреца-чтеца, который должен сделать для меня преобразования и подношение». В эпоху Среднего царства истории о чудесах содержатся в папирусе Весткар, речь идёт о трёх магах и все носят титул «верховный жрец-чтец». В одном из наиболее знаменитых случаев применения магических искусств, заговоре и покушении на жизнь Рамсеса III, обвиняемые включают в себя трёх писцов из «Дома Жизни», одного жреца-чтеца и одного жреца Сехмет.

Связь между магией, грамотностью и способностью приобретать знания хорошо известна в египетской религии. Знание вещей и имён индивидов давало власть над ними. В заупокойных текстах скончавшийся утверждает свою власть над демонами загробного мира, заявляя: «Я знаю тебя, я знаю твоё имя». В другом тексте Хор провозглашает: «Один способен творить магию для человека значениями их имени». Чтобы чары были эффективны, необходимым условием было знать настоящее имя жертвы и воздействовать через него. Например, фигурки, через которые симпатическая магия могла убить чьих-нибудь врагов, должны были быть персонализированы, то бишь «активированы» с помощью имён врагов.

Деревянная фигурка врага, руки связаны позади него. Надпись на груди «Мёртвый Хенуи, сын Интефа». Первый переходный период. Музей: Лувр
Rama [CC BY-SA 3.0 fr], via Wikimedia Commons

Если способность к магии была основана на знании, то как широко были известны магические практики? Было ли такое знание ограничено элитным кругом? Тексты не дают однозначного ответа. Один предостерегает «всякого жреца-чтеца, который будет делать для меня преобразования и подношения согласно тайным писаниям способностей жрецов-чтецов. Повтори эти преобразования … для меня, превосходного аха, и я знаю все магические заклинания, которые следует знать каждому превосходному аху«. Здесь тексты обозначены как «секретные писания», но они предназначены для жрецов-чтецов, а этот титул носило довольно много людей. Другой текст предупреждает: «Не открывай его [заклинание против крокодилов] обычному человеку. Это тайна из Дома Жизни». Ящик с предметами, принадлежащими магу, был обнаружен в Рамессеуме, на крышке его было изображение Анубиса с божественным эпитетом хэри сешта «тот, кто над секретами». Относятся ли эти тексты к совокупности специализированных знаний, которые были доступны только после посвящения в тайное общество, состоящее из жрецов-магов? Вопрос всё ещё спорный. За исключением кратких упоминаний о чем-то, что могло быть церемонией в Карнаке в эпоху Третьего переходного периода, когда жрецы были формально представлены богу, нет никаких доказательств существования конкретной церемонии посвящения или ритуала, который создавал закрытое сообщество практикующих магию. Возможно, ссылка на «секретное» была, в более общем смысле, ссылкой на знания, доступные в письменной форме — они считались бы недоступными или «секретными» для большинства населения, ведь, по оценкам, уровень грамотности был лишь около трёх процентов.

Источник: Emily Teeter. Religion and Ritual in Ancient Egypt (pp. 163-164)
Перевод: © Артём Тюрин, 2019

Поделиться:
Предыдущий пост
О понимании магии в Древнем Египте
Следующий пост
Частые вопросы
Эмили Титер

PhD по египтологии, профессор Института Востоковедения в структуре Чикагского университета.

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments

с о ц с е т и